Ковши экскаватора регулярно подвергаются ударам и абразивным истиранием, они выходит из строя очень быстро, несмотря на то, что их конструкция предполагает достаточно высокую степень сопротивления деформации и износу. Особенно критическими эти изменения становятся в том случае, когда ковш эксплуатируется в экстремальных условиях, для которых оно не предназначено, например, при низких температурах и для работы с замершими почвами, при разработке почвы после разрушения зданий, то есть с высоким содержанием твердого вещества частиц, включая куски бетона и арматуры. Происходят следующие виды износа: адгезионный износ,абразивный износ,коррозионный износ.
Как правило, к футеровке ковша прибегают в случаях, когда экскаватор работает с абразивным грунтом или скальными породами. Также подвергаются футеровке ковши гусеничных экскаваторов, которые эксплуатируются в карьерах по добычи глины, которая хотя и не ведет к быстрому износу ковша, зато значительно снижает производительность спецтехники, налипая на ковш. Ко всему прочему, налипание глины на ковш приводит к увеличению нагрузки на стрелу и гидравлическую часть карьерного гусеничного экскаватора, ресурс работы которых в таких условиях уменьшает практически вдвое. Поэтому, проводя футеровку ковша, владельцы спецтехники не только обеспечивают стабильно высокую производительность спецтехнике и проводят усиление ковша, а также увеличивают ресурс работы карьерного гусеничного экскаватора и снижают расходы на ремонт машины.